Правило третей

Перевод статьи: дизайн-студия "Futur"    
Источник: W. Lidwell, K. Holden, J. Butler "Universal Principles of Design"

Это техника построения композиции, позволяющая более эффектно подать основные элементы дизайна посредством построения вспомогательной сетки.

Правило третей – это техника построения композиции, основывающаяся на предварительном построении вспомогательной сетки. Сетка создается путем разделения среды на равные трети рабочими линиями, причем как по горизонтали, так и по вертикали. В результате этого построения получается вспомогательная сетка из девяти прямоугольных зон и четырех точек пересечения линий. Именно на этих пересечениях и располагаются основные элементы композиции. Асимметрия же, возникающая в результате такого способа построения композиции, с точки зрения большинства людей, выглядит особенно интересно и эстетично.

rth2.jpg

У техники разделения на трети множество верных приверженцев среди дизайнеров, ведь ее успешно применяли еще Великие Мастера эпохи Возрождения. По сути, правила третей – это сильно упрощенное подобие золотого сечения. Наверное поэтому, несмотря на то, что подобное условное деление дает отличное от золотого сечения соотношение (2/3 примерно равны 0,666, в то время как золотой пропорцией считается 0,618), сторонники техники считают, что небольшая математическая погрешность вполне компенсируется простотой метода.

В целом правило третей работает превосходно, его удобно применять при составлении композиций. Впрочем, бывают ситуации, когда основной элемент настолько выразителен, что способен внести дисбаланс в композицию. В этом случае, следует отказаться от правила третей и поместить этот объект в центр. Причем особенно важно это сделать, если данный элемент активно подчеркивается окружающими предметами.

Если же окружающие элементы или пространство не подкрепляют основной объект, то вполне можно использовать правило третей, уравновесив элемент второстепенными деталями на противоположном пересечении виртуальных линий. Это придаст композиции дополнительный баланс.

Также следует отметить, что в композициях, в которых присутствует выраженные вертикальные или горизонтальные элементы, рекомендуется располагать их вдоль одной из линий вспомогательной сетки, выбрав нужное направление.


Возврат к списку